Решение. Предписание по жалобе (вх. от 28.06.2019 № 1170-ж) ООО "Энерго плюс" на действия заказчика - АО "Югорская энергитическая компания децентрализованной зоны"

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» июля 2019 года г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено «12» июля 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа № 116 от 01.07.2019 в составе:

Председатель комиссии:

<...> Врио заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии представителя Заявителя ООО «Энерго плюс», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы;

в присутствии представителей Заказчика АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» (АО «Юграэнерго») <...> , действующей на основании доверенности №66 от 30 апреля 2019г., <...> действующей на основании доверенности №68 от 30 апреля 2019г., <...> действующего на осовании доверенности №75 от 08 июля 2019г.;

рассмотрев жалобу ООО «Энерго плюс» (вх. от 28.06.2019 № 1170-ж)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба ООО «Энерго плюс» (далее Заявитель) на действия заказчика — АО «Юграэнерго» (далее Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ для осуществления технологического присоединения объекта «Детского сада на 60 мест в с. Саранпауль» извещение № 31907974828.

Заявитель указывает, что подал заявку на участие в запросе предложений в электронной форме, однако при рассмотрении вторых частей заявок Заказчиком было отказано в допуске. Основанием послужил пункт 10.5.3. Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в АО "Юграэнерго". При этом как указывает Заявитель, основанием для отказа послужило непредставление локально-сметного расчета стоимости строительства (в формате PDF и в формате Excel).

Заявитель указывает, что в составе заявки присутствовали все необходимые документы, с возможностью их открытия.

На основании изложенного, Заявитель просит признать действия комиссии Заказчика незаконными, отменить протокол рассмотрения заявок на участие в процедуре 31907974828 от 25.06.2019 года.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 02/МГ-5518 от 03.07.2019). Рассмотрение жалобы назначено на 09.07.2019 г.

В своих письменных возражениях (от 05.07.2019 №1687) Заказчик сообщил, что с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просил отказать.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы ООО «Энерго плюс» (вх. от 28.06.2019 № 1170-ж).

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» (далее – Положение о закупках), утвержденного решением совета директоров АО «Юграэнерго», протокол от 28 декабря 2018 года № 06/2018.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 19 июня 2019 года Заказчиком опубликовано извещение № 31907974828 о проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ для осуществления технологического присоединения объекта «Детского сада на 60 мест в с. Саранпауль».

Протоколом рассмотрения заявок на участие в процедуре 31907974828 от 25.06.2019 года заявка участника ООО «Энерго плюс» (под номером 2) не допущена к дальнейшему участию на основании п 10.5.3 Положения о закупках, по основанию того, что в составе заявки не приложен локально-сметный расчет стоимости строительства.

Согласно пункту 2 раздела 1 документации о запросе предложений, в состав заявки должны входить следующие документы:

1. Заверенная участником копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации (по форме, установленной Приказом Ростехнадзора №58 от 16.02.2017), выданная не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок, подтверждающая право участника осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

2. Локальные сметные расчеты стоимости строительства (в формате PDF и в формате Excel), составленные в соответствии с прилагаемыми к конкурсной процедуре сметами. Электронная версия документа должна быть предоставлена в формате Microsoft Excel (*.xls) и Portable Document Format (*.pdf). Содержимое файлов должно быть доступно для открытия, изменения, копирования и печати и не иметь защиты. В случае снижения цены - применить понижающий коэффициент. Понижающий коэффициент рассчитывается как отношение предложенной цены участника закупки к начальной цене контракта (НМЦК). Коэффициент начисляется на общую сумму, до начисления НДС.

3. Календарный план производства работ.

Согласно пункту 25 раздела 1 Документации, заявка участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении в следующих случаях:

- Несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным документацией о проведении запроса предложений.

- Несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении запроса предложений.

- Несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о проведении запроса предложений.

- Непредставления (при необходимости) обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки.

- Предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.

- Подача двух и более заявок от одного участника при условии, что ранее поданные заявки не отозваны.

Отклонение заявки на участие в запросе предложений по иным основаниям, не указанным в документации, не допускается.

В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика пояснили, что локально-сметные расчеты стоимости строительства нужны для того, чтобы убедиться в отсутствии завышенной стоимости за поставляемое оборудование и оказываемые услуги, а также соответствия поставляемого оборудования требованиям Заказчика.

Кроме того, согласно пункту 1.1. части 1 договора подряда, заключаемым с победителем запроса предложений, по настоящему договору подрядчик обязуется выполнить комплекс строительно-монтажных работ по объекту: «Технологическое присоединение объекта детский сад на 60 мест в с. Саранпауль» в соответствии с техническим заданием (приложение №1 к договору).

Также согласно пункту 1.5. части 1 договора подряда, необходимый результат указан в техническом задании (приложение №1 к договору).

Кроме того, согласно пункту 4.1.1. части 4 договора подряда, подрядчик обязан выполнить работы своими силами, надлежащего качества, в полном объеме в соответствии с условиями настоящего договора и приложениями к нему. Также согласно пункту 8.2. части 8 договора подряда, в случаях, когда работы выполнены подрядчиком с недостатками, либо с отступлениями от условий настоящего договора, подрядчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения требования заказчика, если иной срок не согласован сторонами, по выбору заказчика:

- безвозмездно устранить недостатки и дефекты, выявленные в Работах, и отремонтировать оборудование;

- безвозмездно устранить недостатки и дефекты, выявленные в Работах, и заменить оборудование и/или материалы;

- возместить расходы заказчика на устранение недостатков силами Заказчика или привлеченными заказчиком третьими лицами в порядке, предусмотренном пунктами 7.3.-7.4. настоящего договора;

- соразмерно уменьшить цену, установленную за работы.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России не согласна с данным доводом по причине того, что подавая заявки на участие в закупочной процедуре, участники соглашаются принять участие в запросе предложений на установленных Заказчиком условиях. Кроме того, в Документации Заказчиком приложено техническое задание, в котором содержатся описание содержания и объема товаров, работ, услуг, этапы выполнения работ, требования к выполнению строительно-монтажных и пусконаладочных работ, требования к составу и оформлению документации, гарантии качества по сданным работам.

Таким образом установление требования о представлении локальных сметных расчетов стоимости строительства является излишним в виду того, что в техническом задании определено какие услуги и оборудование требуется предоставить Заказчику, кроме того, договором установлена ответственность за выполнение работ с недостатками, либо с отступлениями от условий договора.

В отношении довода о требовании в представлении локальных сметных расчетов стоимости строительства для того, чтобы убедиться в отсутствии завышенной стоимости за поставляемое оборудование и оказываемые услуги Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает, что данное требование является вмешательством в хозяйственную деятельность участников закупки ввиду того, что согласно части 22 статьи 3.2. Закона о закупках, под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Согласно пп. 10.8.2. п. 10.8 ч. 10 положения о закупках, заявке, в которой содержится лучшее сочетание условий исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в запросе предложений в электронной форме содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие сведения.

Согласно пп. 10.8.3. п. 10.8 ч. 10 положения о закупках, победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие, в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Решение по определению победителя комиссия по осуществлению закупок принимает на основании ранжирования заявок.

Согласно разделу 3 Документации, Заказчиком установлены следующие критерии оценки: критерий №1 — цена договора (порядок оценки и сопоставления заявок — определяется исходя из сравнения и оценки предложений участников о размере цены договора без учета НДС), критерий №2 — квалификация участника — опыт выполнения аналогичных работ за последние 24 месяца, критерий №3 — деловая репутация — наличие судебных решений, наличие исполнительных производств, финансовое состояние участника.

Так как участник закупки при подаче заявки соглашается поставить оборудование и оказать услуги в соответствии с договором и техническим заданием, а локальные сметные расчеты стоимости строительства содержат в себе только информацию о стоимости поставляемого оборудования и оказываемых в последующем услуг, то они входят в состав ценового предложения и данное требование к содержанию заявки входит в оценку заявок.

Таким образом, требование Заказчика о представлении локально-сметного расчета стоимости строительства для определения начальной стоимости оборудования и оказываемых в последующем услуг, лишает возможности участников закупки установления окончательной цены оказываемых работ.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в заявке на участие в закупочной процедуре Заявителем была указана стоимость выполнения работ с учетом всех затрат в размере 7 924 499,23 рубля, а так же присутствовали все необходимые документы, требуемые пунктом 2 раздела 1 Документации.

На основании вышеизложенного, непредставление документов необходимых для оценки и сопоставления заявок, не может являться основанием для отказа в допуске к участию в запросе предложений, поскольку таковые необходимы для присвоения баллов участникам на стадии отбора победителя закупки.

Таким образом, отсутствие локальных сметных расчетов стоимости строительства не препятствовало конкурсной комиссии рассмотреть заявку Заявителя, допустить его до участия в запросе предложений и присудить количество баллов за критерий оценки №1 (цена договора) исходя из ценового предложения, содержащегося в заявке Заявителя.

Кроме того, непредставление документов необходимых для оценки и сопоставления заявок, не может являться основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, поскольку таковые необходимы ля присвоения баллов участникам на стадии отбора победителя конкурса.

В частности, к такому выводу пришли суды по делу № А75-9578/2017.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик — АО «Юграэнерго» в нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не обоснованно принял решение об отказе в допуске к участию в запросе предложений Заявителю.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Энерго плюс» (вх. № 1170-ж от 28.06.2019 ) на действия заказчика - АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ для осуществления технологического присоединения объекта «Детского сада на 60 мест в с. Саранпауль», извещение №31907974828, обоснованной.

  2. Признать в действиях АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» нарушение пункта 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в отказе в допуске ООО «Энерго плюс» к участию в запросе предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ для осуществления технологического присоединения объекта «Детского сада на 60 мест в с. Саранпауль», извещение №31907974828.

  3. Выдать АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.

  5. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 57

 

12.07.2019г. г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа № 116 от 01.07.2019 в составе:

Председатель комиссии:

<...>Врио заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

     <...> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления,

на основании своего решения от 12.07.2019 года, вынесенного по жалобе ООО «Энерго плюс» (вх. от 28.06.2019 № 1170-ж), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» в целях устранения нарушений, допущенных при проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ для осуществления технологического присоединения объекта «Детского сада на 60 мест в с. Саранпауль», извещение № 31907974828, совершить следующие действия:

1.1. Отменить протокол рассмотрения заявок на участие в процедуре 31907974828 от 25.06.2019 года, составленный в ходе проведения запроса предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ для осуществления технологического присоединения объекта «Детского сада на 60 мест в с. Саранпауль», извещение № 31907974828.

1.2. Разместить информацию об отмене вышеуказанного протокола на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.

1.3. Назначить новую дату рассмотрения заявок на участие в запросе предложений.

1.4. Разместить информацию о вышеуказанных изменениях на официальном сайте.

1.5. АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны», закупочной комиссии осуществить рассмотрение заявок поданных ранее на участие в запросе предложений в соответствии с настоящим решением.

1.6. АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» исполнить настоящее предписание в срок до 26 июля 2019 года.

2. АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении настоящего предписания в срок до «31» июля 2019г., с приложением подтверждающих документов.