Решение по жалобе № 1798-ж

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

по жалобе №086/07/3-387/2019

по результатам рассмотрения жалобы Югорского филиала АО «СОГАЗ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 23.10.2019 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 25.10.2019

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 03.10.2019 № 244 в составе:

Председатель комиссии:

<...> — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в присутствии представителя Заявителя Югорского филиала АО «СОГАЗ» <...> , действующей по доверенности от 09.09.2019 № ф28-87/19;

в присутствии представителя Заказчика АО «ЮРЭСК» — <...> , действующей по доверенности от 29.12.2018 № 118;

в присутствии представителя АО «ГСК «Югория» — <...> , действующей по доверенности от 01.02.2019 № 29;

рассмотрев жалобу Югорского филиала АО «СОГАЗ» (вх. от 09.10.2019 № 1798-ж) на действия АО «ЮРЭСК» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по добровольному комплексному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) АО «ЮРЭСК», извещение № 31908310621, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Югорского филиала АО «СОГАЗ» (далее Заявитель) на действия заказчика — АО «ЮРЭСК» (далее Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по добровольному комплексному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) АО «ЮРЭСК», извещение № 31908310621.

Заявитель указывает, что Заказчиком установлены некорректные критерии оценки. Не представлена достаточная информация в ответ на запрос разъяснений.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать обязательное для исполнения предписание.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление № 086/07/3-387/2019 о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 11.10.2019 № 02/МГ-8176). Рассмотрение жалобы назначено на 18.10.2019.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

В ходе рассмотрения жалобы 18.10.2019 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре установлена необходимость получения дополнительной информации.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции принято решение о продлении срока принятия решения по жалобе.

Рассмотрение жалобы назначено на 23.10.2019.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы Югорского филиала АО «СОГАЗ» (вх. от 09.10.2019 № 1798-ж).

По доводам жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Югорская региональная электросетевая компания» (далее – Положение о закупках), утвержденного решением совета директоров АО «ЮРЭСК» (протокол от 20.12.2018 № 11).

26.09.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31908310621 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по добровольному комплексному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) АО «ЮРЭСК».

По доводу Заявителя о непредставлении информации в ответ на запрос разъяснений Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что Заявителем был направлен запрос разъяснений относительно предоставления статистики убытков за предыдущее периоды.

Заказчиком дан ответ со ссылкой на раздел VI «Техническая часть конкурсной документации. Техническое задание».

Вместе с тем в данном разделе отсутствует информация по статистике убытков за предыдущие периоды.

По доводу Заявителя об установлении некорректных критериев оценки Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

26.09.2019 Заказчиком были внесены изменения в конкурсную документацию, согласно которой п. 8.9 раздела III конкурсной документации (информационная карта конкурса) был изложен в следующей редакции.

 

8.9

1.6

Требования к участникам закупки, установленные заказчиком (по лотам)

1) соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки;

2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица или отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в аукционе;

4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

5) отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – Участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

6) отсутствие фактов привлечения участника закупки – юридического лица, в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

7) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора Заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

8) отсутствие между участником закупки и Заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Заказчика, член комиссии по осуществлению закупок состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц – участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, – Участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

9) отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Федерального закона № 223-ФЗ и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 44-ФЗ;

10) отсутствие решения об исключении, в том числе предстоящем исключении, участника закупки из ЕГРЮЛ регистрирующим органом;

11) отсутствие дисквалификационных лиц в исполнительных органах (единоличного исполнительного органа) участника закупки;

12) отсутствие исполнительных производств, размер взыскания по которым превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

13) отсутствие расторжения (одностороннего отказа) договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением участником своих обязательств по ранее заключенным договорам с Заказчиком.

14) отсутствие противоречий в заявке и приложенных к ней документах;

15) наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление страхования (по предмету конкурса);

16) соответствие требованиям, указанным в Технической части конкурсной документации.

 

Вместе с тем, в п. 8.13 раздела III информационной карты конкурса указаны следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе.

 

8.13

5.1.14-5.1.17

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе (лоте), их содержание и значимость

1. Цена договора (размер страховой премии).

Вес показателя в итоговой оценке, баллов – 40

Единица измерения – рубли.

Порядок присвоения баллов (в отношении предложений о цене договора, предложенных участниками закупки):

100% от начальной максимальной цены – 0 баллов

96% - 99% от начальной максимальной цены – 10 баллов

91% - 95% от начальной максимальной цены – 20 баллов

90% и менее от начальной максимальной цены – 40 баллов

 

2. Условия оплаты страховой премии

Вес показателя в итоговой оценке, баллов – 20

Единица измерения – не формализовано.

Значения критерия оценки

Присвоенная оценка, баллов.

Единовременно

5

В рассрочку двумя платежами на 6 месяцев

10

В рассрочку четырьмя платежами на 9 месяцев

20

Содержание: определяется исходя из сравнения и оценки предложений участников конкурса об условиях оплаты страховой премии.

 

3. Зона покрытия территории

Вес показателя в итоговой оценке, баллов – 20

Единица измерения – количество (шт.).

Значения критерия оценки

Присвоенная оценка, баллов.

0 филиалов

0

1-3 филиала

5

4-5 филиалов

10

6-9 филиалов

15

10 филиалов и более

20

Содержание: определяется исходя из сравнения и оценки предложений участников конкурса о наличие филиалов страховщика на территории ХМАО-Югры (оценивается на основании представленных участником закупки комплектов документов):

- выписка из ЕГРЮЛ;

- уведомление о постановке филиала на налоговый учет;

- справка участника с указанием: места нахождения филиалов; почтового адреса; даты создания; фамилии, имени, отчества руководителя филиала; номера контактного телефона.

При включении в заявку участника закупки информации о нескольких филиалах, находящихся в одном муниципальном образовании Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (включая городские округа и(или) муниципальные районы) при оценке учитывается информация только об одном филиале.).

 

4. Количество станций технического обслуживания в г. Ханты-Мансийск, г. Сургут, г. Нягань, г. Югорск, г. Белоярский, пгт Междуреченский, пгт. Березово, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, с которыми у Страховщика заключены договоры на ремонт автомобилей

Вес показателя в итоговой оценке, баллов – 20

Единица измерения – количество (шт.).

Значения критерия оценки

Присвоенная оценка, баллов.

1-10 СТО

5

11-19 СТО

10

20 СТО и более

20

 

Содержание: определяется исходя из сравнения и оценки предложений участников конкурса о количестве станций технического обслуживания в г. Ханты-Мансийске, г. Сургуте, г. Нягани, г. Югорске, г. Белоярский, пгт Междуреченский, пгт. Березово Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, с которыми у Страховщика заключены договоры на ремонт автомобилей (оценивается на основании представленных копий договоров, заключенных с СТО).

При этом в новой редакции раздела III конкурсной документации (информационная карта конкурса) были исключены следующие требования к участникам закупки.

17) наличие у Страховщика филиалов в г. Ханты-Мансийск, г. Сургут, г. Нягань, г. Югорск, г. Белоярский, пгт Междуреченский, пгт. Березово, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.

18) наличие у филиалов, находящихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, полномочий по самостоятельному принятию решений на заключение, изменение, расторжение договоров страхования (при этом страховая сумма (лимит ответственности) по самостоятельному принятию решений о заключении, изменении, расторжении договоров страхования по каждому договору страхования не менее 100 (сто) миллионов рублей и самостоятельному принятию решений на урегулирование убытков и осуществление страховых выплат (при этом урегулирование каждого убытка и сумма каждой страховой выплаты не менее 100 (сто) миллионов рублей).

19) наличие службы сервисного сопровождения клиентов по месту нахождения головного офиса Страхователя в г. Ханты-Мансийск, занимающейся урегулированием убытков.

20) наличие круглосуточного контакт-центра, подтвержденного штатным расписанием подразделения по г. Ханты-Мансийску.

21) наличие штатных сотрудников, обеспечивающие обслуживание договора страхования по месту нахождения Страхователя в г. Ханты-Мансийск, г. Сургут, г. Нягань, г. Югорск, г. Белоярский, пгт. Междуреченский, пгт. Березово, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.

22) наличие станций технического обслуживания в г. Ханты-Мансийск, г. Сургут, г. Нягань, г. Югорск, г. Белоярский, пгт Междуреченский, пгт. Березово, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, с которыми у Страховщика заключены договоры на ремонт автомобилей.

На основании вышеизложенного, у Заказчика отсутствовали законные основания для оценки участников закупки на основе требований исключенных из конкурсной документации.

26.09.2019 в ЕИС размещен документ «Изменения в КД и извещение 147-2019» с указанием внесенных изменений.

При этом, действующая документация Заказчика в ЕИС изложена без внесенных изменений.

Таким образом, вышеуказанная документация, размещенная в ЕИС, противоречит документу «Изменения в КД и извещение 147-2019», размещенному в ЕИС, в части требований к участникам и вводит в заблуждение участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании вышеизложенного, жалоба Югорского филиала АО «СОГАЗ» (вх. от 09.10.2019 № 1798-ж) на действия АО «ЮРЭСК» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по добровольному комплексному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) АО «ЮРЭСК», является обоснованной.

В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Югорского филиала АО «СОГАЗ» (вх. от 09.10.2019 № 1798-ж) на действия заказчика - АО «ЮРЭСК» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по добровольному комплексному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) АО «ЮРЭСК» — обоснованной.

  2. Признать в действиях АО «ЮРЭСК» нарушение пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать АО «ЮРЭСК» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

  4. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

  5. АО «ЮРЭСК» (628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Ленина, д. 52, корпус 1, ИНН: 8601045152) надлежит явиться 25.11.2019 года в «16» часов «00» минут по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 27, зал заседаний, для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

23.10.2019 г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 03.10.2019 № 244 в составе:

Председатель комиссии:

<...> — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

на основании своего решения от 23.10.2019 года, вынесенного по жалобе Югорского филиала АО «СОГАЗ» (вх. от 09.10.2019 № 1798-ж), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. АО «Югорская региональная электросетевая компания» в целях устранения нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по добровольному комплексному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) АО «ЮРЭСК», извещение № 31908310621, совершить следующие действия:

1.1. отменить закупку извещение № 31908310621;

1.2. АО «Югорская региональная электросетевая компания» исполнить настоящее предписание в срок до 11.11.2019.

2. АО «Югорская региональная электросетевая компания» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении настоящего предписания в срок до 15.11.2019, с приложением подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии: <...>

 

<...>