• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение по жалобе № 2064-ж

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-577/2019

по результатам рассмотрения жалобы ИП <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 25.11.2019 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 28.11.2019

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 03.10.2019 № 244 в составе:

Председатель комиссии:

<...> — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<...> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<...> — государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в присутствии Заявителя ИП <...> ;

в присутствии представителей Заказчика АО «Югра-Экология» — <...> , действующей по доверенности от 14.03.2019 № 22/19, Гейко А.А., действующего по доверенности от 22.11.2019 № 120/19;

рассмотрев жалобу ИП <...> (вх. от 14.11.2019 № 2064-ж) на действия АО «Югра-Экология» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, городской округ г. Мегион (Лот № 1), извещение № 31908487957, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба ИП <...> (далее Заявитель) на действия заказчика — АО «Югра-Экология» (далее Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, городской округ г. Мегион (Лот № 1), извещение № 31908487957.

Заявитель в своей жалобе указывает следующие доводы:

1) Заказчиком установлен размер обеспечения заявки в размере 5%, тогда как при проведении закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМП) размер обеспечения не должен превышать 2%;

2) Заказчиком установлен только один способ обеспечения заявки, а также отсутствуют условия и сроки возврата обеспечения заявки;

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 15.11.2019 № 02/МГ-9220). Рассмотрение жалобы назначено на 25.11.2019.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы ИП <...> (вх. от 14.11.2019 № 2064-ж).

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Югра-Экология» (далее — Положение о закупках).

26.11.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31908487957 о проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, городской округ г. Мегион (Лот № 1).

1) По доводу заявителя о том, что Заказчиком установлен размер обеспечения заявки в размере 5%, тогда как при проведении закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства размер обеспечения не должен превышать 2% Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 25 ст. 3.2 Закона о закупках, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Согласно ч. 27 ст. 3.2 Закона о закупках, заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

Начальная (максимальная) цена договора закупки № 31908487957 составляет 68 827 590,89 рублей.

Кроме того, участниками данной закупки могут быть любые юридические лица, поэтому применение установленного размера обеспечения заявки при проведении закупки среди СМП не является обязательным.

Таким образом, довод жалобы о том, что Заказчиком установлен размер обеспечения заявки в размере 5%, тогда как при проведении закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства размер обеспечения не должен превышать 2%, является необоснованным.

2) По доводу заявителя о том, что Заказчиком установлен только один способ обеспечения заявки, а также отсутствуют условия и сроки возврата обеспечения заявки Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Порядок, сроки, случаи возврата обеспечения заявок, в соответствии с ч. 25 ст. 3.2 Закона о закупках, Заказчик предусматривает в Положении о закупках.

Согласно п. 4.8.1, 4.8.2 Положения о закупке, Заказчик вправе устанавливать в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках. Такое требование в равной мере распространяется на всех участников закупки.

Обеспечение заявки может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупок.

В извещениях от 06.11.2019 № 27/2019-Э, от 08.11.2019 № 27/219-Э/2, от 13.11.2019 № 27/2019-Э/3, от 21.11.2019 № 27/2019-Э/4, пункт 10 изложен в следующей редакции.

Размер обеспечения заявок (при необходимости), иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии.

5% от начальной максимальной цены договора.

Обеспечиваться внесением денежных средств в размере 5% от начальной (максимальной) цены договора, на счёт, открытый участником на электронной площадке «РТС – Тендер» для обеспечения заявок.

В извещении от 22.11.2019 № 27/2019-Э/5 этот же пункт изложен в следующей редакции.

Размер обеспечения заявки 5 % от Начальной (максимальной) цены договора. Обеспечение заявки предоставляется согласно регламенту Электронной торговой площадки РТС-тендер путем внесения денежных средств или банковской гарантии. Способ обеспечения заявок выбирается участником самостоятельно.

Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, должна соответствовать требованиям, указанным в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о закупке. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок. Возврат банковской гарантии заказчиком предоставившему ее лицу или гаранту не осуществляется.

Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии;

6) условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии;

7) иные требования к банковской гарантии могут быть установлены в документации о закупке.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки возвращаются в течение семи рабочих дней в следующих случаях и порядке:

1) Участникам закупки, представившим заявки, в случае если Заказчик отменил конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) – со дня размещения решения об отмене конкурентной закупки в единой информационной системе.

2) Участнику закупки, подавшему заявку с нарушением срока подачи заявок, установленного в извещении о проведении конкурентной закупки, документации о закупке – со дня подачи такой заявки.

3) Участнику закупки, отозвавшему поданную заявку на участие в конкурентной закупке в предусмотренном Положением порядке – со дня окончания срока подачи заявок.

4) Участнику закупки, не допущенному к участию в процедуре закупки – со дня размещения в единой информационной системе соответствующего протокола с данным решением комиссии по осуществлению закупок.

5) Участнику закупки, не признанному победителем, и предложение которого не является лучшим предложением после предложения победителя закупки (или таким же как у победителя закупки) – со дня размещения в единой информационной системе протокола, составленного по итогам конкурентной закупки.

6) Единственному Участнику конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также победителю закупки – со дня заключения договора с такими Участниками.

7) Участнику закупки, при проведении конкурентных способов закупки, за исключением закупок Участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки – со дня заключения договора с победителем или со дня заключения договора с таким Участником при уклонении победителя закупки.

Таким образом, Заказчиком изначально установлено требование по обеспечению заявки только одним способом — путем внесения денежных средств на счет, открытый участником на ЭТП, что не соответствует положению о закупке.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что Заказчиком устранены нарушения после поступления жалобы в Ханты-Мансийское УФАС России и получения уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов.

На основании вышеизложенного, довод жалобы о том, что заказчиком установлен только один способ обеспечения заявки, а также отсутствуют условия и сроки возврата обеспечения заявки, является обоснованным.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <...> на действия Заказчика — АО «Югра-Экология» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, городской округ г. Мегион (Лот № 1), извещение № 31908487957 обоснованной в части установления Заказчиком только одного способа обеспечения заявки и отсутствия условий и срока возврата обеспечения заявки.

2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать ввиду того, что Заказчиком устранены нарушения до рассмотрения жалобы по существу.

3. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

4. АО «Югра-Экология» (628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Карла Маркса, д. 17, кв 505А, ИНН 8601065381) надлежит явиться 17.12.2019 в «14» часов «30» минут по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 27, зал заседаний, для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

 

<...>