Результаты рассмотрения дела № 02-187/2008 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Аэропорт Сургут»

16 декабря 2008 года Комиссией Управления в присутствии представителей ответчиков по делу рассмотрено дело № 02-187/2008 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Аэропорт Сургут», возбужденное по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

            Напомним, что дело было возбуждено в результате обнаружения в ходе проверочных мероприятий на рынке авиакеросина и услуг ТЗК признаков нарушения антимонопольного законодательства, в части заключения ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Аэропорт Сургут» соглашения на поставку нефтепродуктов авиаГСМ марки ТС-1, что приводит к установлению и поддержанию цен на авиаГСМ.

            В соответствии с определением о назначении рассмотрения дела ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» представило в антимонопольный орган недостоверную информацию, информацию не в полном объеме, в результате чего Ханты-Мансийское УФАС России вынуждено было отложить рассмотрение дела на 16 декабря 2008 года.

В связи с нарушением Обществом «Авиакомпания «ЮТэйр» статьи 25 Федерального закона «О защите конкуренции», Ханты-Мансийским УФАС России возбуждено дело. По результатам рассмотрения дела о нарушении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» ст.25 ФЗ «О защите конкуренции» действия ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» признаны нарушающими ст.25 ФЗ «О защите конкуренции», выдано предписание.

 

            16 декабря 2008 года Комиссией Управления в ходе рассмотрения дела установлено следующее.

19 марта 2007 года между ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Аэропорт Сургут» заключен договор поставки нефтепродуктов№181/08-2007/14/07ПН, в котором ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» выступила «Поставщиком», а ОАО «Аэропорт Сургут» выступило «Покупателем».

Из письменных объяснений генерального директора ОАО «Аэропорт Сургут» следует, что принимая решение о замене поставщика авиационного топлива ТС-1 на ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» он действовал исключительно в интересах Общества с точки зрения минимизации затрат и сохранения конкурентных преимуществ ОАО «Аэропорт Сургут» на рынке предоставления услуг по заправке авиаГСМ, так как поставщик - Авиакомпания ЮТэйр предложил более выгодную цену, в сравнении ЗАО «Интерджет групп», у которого Аэропорт г.Сургут приобретал авиаГСМ до марта 2007 года.

Однако, в материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что договор поставки нефтепродуктов с Авиакомпанией ЮТэйр содержит наилучшие условия и порядок приобретения авиаГСМ в сравнении с договором поставки, заключенным с ЗАО «Интерджет групп». Так, условия договора поставки нефтепродуктов №ИГ 18/06-ПР от 01.01.2006г. между ЗАО «Интерджет групп» и ОАО «Аэропорт Сургут», и договор поставки нефтепродуктов №181/08-2007/14/07ПН от 19 марта 2008 года между ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Аэропорт Сургут» содержат аналогичные условия, в том числе условия оплаты.

Кроме того, в ходе рассмотрения информации, документов, предоставленных ОАО «Авиакомпаниея «ЮТэйр», установлено, что Общество в течении первого полугодия 2008 года практически ежемесячно повышало цену на авиакеросин для ОАО «Аэропорт Сургут», причем разница между закупочной ценой и ценой реализации в среднем составляла более 2000 рублей.

Ханты-Мансийским УФАС был проведен сравнительный анализ цен на авиационный керосин среди международных аэропортов Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры, Уральского федерального округа, Российской Федерации. По данным анализа в Аэропорту г.Сургут в период первого полугодия 2008 года цены на авиаГСМ были наиболее высокими, процент увеличения цен на авиаГСМ, в сравнении с другими аэропортами составил 145 процентов.

 

            Известно, что Ответчик по делу - ОАО «Аэропорт Сургут» является субъектом естественных монополий, кроме того, ОАО «Аэропорт Сургут» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов в географических границах города Сургута с наименованием товаров, работ, услуг: услуги аэропортов, связанные с обслуживанием воздушных судов и пассажиров, включая услуги по эксплуатации ВПП.

При этом, ОАО Авиакомпания «ЮТэйр» владеет 26 процентами (блокирующим пакетом) акций в уставном капитале ОАО «Аэропорт Сургут». В соответствии со ст.9 Федерального закона «О защите конкуренции» ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» входит в одну группу лиц с ОАО «Аэропорт Сургут». К тому же, ответчики по делу являются аффилированными лицами.

ОАО «Аэропорт Сургут» закупает авиаГСМ у Авиакомпании ЮТэйр по высокой цене, не пытаясь заключить договор поставки авиаГСМ с иными поставщиками напрямую, например: ООО ЛУКОЙЛ-АЭРО, ООО ЛУКОЙЛ- Западная Сибирь или др., что привело бы к уменьшению стоимости авиаГСМ.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что авиакомпания ЮТэйр заинтересована в продаже авиаГСМ Аэропорту Сургут по более высоким ценам. ОАО «Аэропорт Сургут» в свою очередь, заинтересовано в покупке авиаГСМ у ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», поскольку ответчики являются аффилированными лицами между собой, входят в одну группу лиц.

 

            ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ОАО «Аэропорт Сургут», являясь аффилированными лицами и осуществляя деятельность на рынке продажи авиаГСМ как группа лиц, могут ограничивать конкуренцию своими соглашениями или согласованными действиями путем установления и поддержания цен на авиаГСМ; оказывать влияние на предпринимательскую деятельность друг друга и воздействовать на общие условия обращения товара на рынке продажи авиаГСМ.

            У авиакомпаний, осуществляющих регулярные и транзитные рейсы через аэропорт г.Сургут как субъект естественных монополий, отсутствует выбор аэропорта и выбор хозяйствующего субъекта по приобретению авиаГСМ. А значит, авиакомпании, пользующиеся услугами аэропорта г.Сургут ставятся в экономически невыгодные условия по приобретению авиаГСМ, что в итоге ущемляет интересы конечных потребителей товара — пассажиров, пользующихся услугами авиакомпаний и приобретающих билеты по завышенным ценам.

 

Таким образом, в действиях Открытого акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» и Открытого акционерного общества «Аэропорт Сургут»  обнаружены факты повышения цен на авиаГСМ, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке. Отказ ОАО «Аэропорт Сургут» от самостоятельных действий на товарном рынке путем наделения ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» правом определения общих условий обращения авиаГСМ в аэропорту города Сургута является нарушением части 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», в части заключения соглашения которое приводит к ограничению конкуренции

 

По результатам рассмотрения дела, позиций представителей сторон по делу, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС принято решение о признании договора поставки нефтепродуктов №181/08-2007/14/07ПН от 19.03.2007г., в котором ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» выступила «Поставщиком», а ОАО «Аэропорт Сургут» выступил «Покупателем», противоречащим пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» в части заключения соглашения по установлению и поддержанию цен на авиаГСМ.

            Сторонам по делу выданы предписания об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

 

            Возбуждено административное производство.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Аэропорт Сургут» 24.12.2008 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 9 862 800 (девять миллионов восемьсот шестьдесят две тысячи восемьсот) рублей. 

Рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» отложено на 30.12.2008.