Мы нашли бензин по цене 13 (!) рублей за литр

15.01.2009 20:18   

Предновогодние угрозы антимонопольной службы, которые должны были подвигнуть нефтяников к снижению цен на бензин из-за падения стоимости нефти, пока не привели к благоприятным результатам. «URA.Ru» собрало первые в этом году данные о ценах на автозаправках в регионах УрФО и готово поделиться ими с читателями. Вряд ли эти сведения порадуют и обнадёжат автолюбителей. Впрочем, жителям одного из субъектов действительно повезло – то, как снизились цены на заправках ХМАО, показывает, что уменьшение цен на бензин из мечты может превратиться в реальность. В других субъектах автовладельцы выискивают свои способы давления на ситуацию. О том, как происходит борьба с завышенными ценами на уральских АЗС, – в материале нашего агентства.

 

Обнадёживающее заявление заместителя главы Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) России Андрея Кашеварова, сделанное в конце прошлого года, о том, что «ФАС делает всё необходимое, чтобы цены на бензин в России снижались», пока что не привело к радостным изменениям на рынке. Похоже, нефтекомпании не испугались намерений антимонопольщиков ужесточить наказание за картельный сговор и перейти от административных наказаний к уголовным и не стали массово снижать цены на бензин, как того ждут автолюбители. Ждут ещё с тех пор, как на мировом рынке резко снизилась стоимость нефти, что, логично, должно было привести к падению цен на бензин и на внутреннем рынке.

 

Цена на нефть со своего максимума упала более чем в 2 раза. В процессе этого жесточайшего снижения цены на бензин и дизельное топливо в США, к примеру, снизились с 4,114 доллара за галлон в июле до 1,784 доллара к началу этой недели. К сожалению, цены на бензин в регионах УрФО не столь радостны, как в стране, где более полвины нефти ввозится из-за рубежа.

 

Так, по данным УФАС по Свердловской области, на 11 января средняя цена на бензин марки АИ-95 составила 21 рубль 14 копеек за литр, в то время как в июле она составляла 23 рубля 95 копеек. Бензин АИ-92 на 11 января оценивался в 18 рублей 61 копейку, в июле – в 22 рубля 48 копеек. По данным УФАС по Челябинской области, литр бензина АИ-95 стоил на эту дату 21 рубль 27 копеек. В Пермском крае есть данные на конец декабря – бензин АИ-92 стоил 21 рубль, АИ-95 – 23 рубля 80 копеек. Автолюбители Тюменской области сообщают, что литр бензина марки АИ-92 стоит у них в среднем 18 рублей 80 копеек, АИ-95 – 19 рублей 80 копеек.

 

Бензин в этих регионах дешевеет медленно и вяло, пик снижения пришёлся на осень, и с тех пор серьёзных поводов для радости у уральских автолюбителей не было. Антимонопольщики всех субъектов мониторят ситуацию еженедельно, чем, собственно, просто подменяют органы статистики. В свердловском УФАС, впрочем, напомнили, что в прошлом году были оштрафованы уличённые в сговоре нефтяные компании и тогда цены снизились с июньских 23 рублей 9 копеек за литр (АИ-95) и 22 рублей 48 копеек за литр (АИ-92). Сейчас в ведомстве пытаются определить долю участников рынка и выявляют компании, которые занимают доминирующее положение и могут использовать это для установления высоких цен. Но, возможно, в итоге никаких злоупотреблений антимонопольного законодательства найдено не будет.

 

В отделе анализа товарных и финансовых рынков УФАС Челябинской области сообщили, что планируют мероприятия, но в чём они будут заключаться, не пояснили. Информацию можно будет получить через месяц. Судя по всему, до этого времени местным автолюбителям не стоит ждать изменений к лучшему. Пока что никаких санкций к нефтекомпаниям здесь не применяли.     

 

В Пермском крае владельцы автомобилей решили самостоятельно поторопить антимонопольщиков. Как рассказала «URA.Ru» специалист отдела УФАС по контролю за товарными рынками Марина Конева, доходит до того, что жители приносят в УФАС чеки, полученные на автозаправках, и требуют у сотрудников ведомства возбудить дело по поводу завышенных цен на топливо. Но в региональных УФАС на такое рвение отвечают лишь, что законодательство не позволяет удовлетворить такие требования, в УФАС действуют в соответствии с методическими указаниями, полученными из Москвы. 

 

Впрочем, как показала практика, бензин в России может стоить дёшево без киваний на плохое налоговое законодательство, сложную взаимосвязь между падающими ценами на нефть на внешнем рынке и не снижающимися – на внутреннем и другие причины. Так, согласно данным, полученным в УФАС по ХМАО, на 11 января на некоторых заправках Ханты-Мансийска литр бензина АИ-92 можно было найти даже по кажущейся невероятной цене в 13-14 рублей. АИ-95 в Сургуте стоит от 15 рублей 30 копеек за литр до 20 рублей 65 копеек. Конечно, средние цены будут более высокими, но с учётом того, что ещё в июле средняя цена литра АИ-92 по округу стоила 26,25 рубля, а АИ-95 - 27,5 рубля, снижение будет весьма существенным.

 

В УФАС так объясняют чудеса: были проведены мероприятия по стабилизации цен рынка нефтепродуктов. Так, специалисты Ханты-Мансийского УФАС направили письма всем хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц вертикально-интегрированных нефтяных компаний, с требованием обеспечить снижение цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями. Было проанализировано ценообразование, и против нарушителей возбуждено дело из-за необоснованного включения в структуру розничных цен снабженческо-сбытовой надбавки. Выявлены и устранены факты сговора. Существует постановление правительства ХМАО, согласно которому на оптовую продажу нефтепродуктов применяются снабженческо-сбытовые надбавки при формировании цен на нефтепродукты не более 30%; при закупе нефтепродуктов у поставщиков, расположенных на территории того же муниципального образования – не более 20%, и ещё ряд такого же рода регулирующих положений.

 

К слову, югорские антимонопольщики даже разработали общефедеральные предложения, которые могли бы переломить ситуацию на рынке, в том числе и на рынке авиакеросина.  Среди них – внесение на обсуждение в Госдуму или правительство РФ вопроса о государственном регулировании цен на нефтепродукты всей номенклатуры. Необходимо, по мнению экспертов, обязать нефтеперерабатывающие заводы работать напрямую с реализаторами нефтепродуктов, тем самым не допуская создания незаконных схем с привлечением посреднических организаций, созданных с целью получения незаконного дохода и его легализации. Также нужно разработать для каждого региона наиболее приемлемые цены на бензин автомобильный и дизельное топливо с учётом географического положения, расстояния от НПЗ до границы региона и транспортных расходов и т.д.