Объявление – двигатель торговли

Так было в царские времена. А сейчас мы практически с пеленок знаем: двигатель торговли – реклама. Вот только какие нюансы таит этот «бизнес-мотор» порой не знают даже сами предприниматели.

О некоторых аспектах законодательства в этой области  нам рассказала Светлана Шевцова, главный государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Ханты-Мансийского  УФАС России:
 
– Хочу обратить внимание предпринимателей всех форм собственности,  что за рекламу, нарушающую законодательство, несет ответственность не одно лицо, а все лица, участвующие в ее изготовлении и распространении – будь то заказчик, производитель или распространитель. Причем, законодательство четко разделяет юридическую ответственность между участниками рекламных правоотношений. 
 
Отмечу, что рекламодатель отвечает за содержание инфор­мации,  если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.  Рекламопроизводитель – за приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
 
Рекламораспространитель – за на­рушение законодательства, касающегося времени, места и средств размещения рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств вещания, каналов связи, эфирного времени.
 
Однако зачастую хозяйствующие субъекты не имеют об этом представления. И когда заказчик идет к производителю, он уверен – стоит ему заплатить, и все будет, как надо. В свою очередь, производитель уверен, что  модуль соответствует всем правилам, он оформляет его в красивую картинку и отправляет через распространителя потребителю.  Ежегодно в нашем управлении рассматриваются более ста подобных правонарушений.
 
Радует, что в Югре коммерческое сообщество реагирует быстро: если привлекли одно лицо к ответственности, то новость об этом быстро распространяется, и реклама приводится в соответствие с нормами рекламного законодательства. Но бывают ситуации, когда субъект рекламного рынка, наказанный за одно нарушение и впоследствии исправивший его, совершает другое правонарушение. Это не говорит о том, что бизнесмены игнорируют рекламное законодательство,  а просто недостаточно внимательно прочли закон и не следят за  изменениями.
 
Напомню, что с июля прошлого года в России запрещается реклама алкоголя в открытом рекламном пространстве, в том числе на любых конструкциях наружной рекламы (включая фасады и крыши зданий, билборды, баннеры, плазматроны), в печатных изданиях – на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов, в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании, на всех видах транспортных средств общего пользования.  Также запрещено публиковать рекламу алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. А с начала года вступил в силу новый закон о запрете рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей в СМИ. 
 
Несмотря на то, что было дано время и  проведены на эту тему различные круглые столы, оказалось, что очень многие бизнесмены ничего не сделали для того, чтобы привести свою рекламу в соответствие с законодательством.
 
Возбуждены дела, где предприниматели привлекаются к административной ответственности. Для них предусмотрены штрафы от 100 до 500 тысяч для юридических лиц и от 4 до 20 тысяч для должностных. 
 
Ограничения на рекламу крепких алкогольных напитков и пива в Интернете вынуждают рекламодателей искать новые способы популяризации своей продукции, и самые «предприимчивые», чтобы избежать ответственности, регистрируются на зарубежных доменах. 
 

Однако, хочу предупредить: это не спасет их от наказания, поскольку при рассмотрении дел, решающую роль играет факт, что информация предназначена для российского потребителя.