Объявление – двигатель торговли
26 марта 2013, 10:12
Так было в царские времена. А сейчас мы практически с пеленок знаем: двигатель торговли – реклама. Вот только какие нюансы таит этот «бизнес-мотор» порой не знают даже сами предприниматели.
О некоторых аспектах законодательства в этой области нам рассказала Светлана Шевцова, главный государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Ханты-Мансийского УФАС России:
– Хочу обратить внимание предпринимателей всех форм собственности, что за рекламу, нарушающую законодательство, несет ответственность не одно лицо, а все лица, участвующие в ее изготовлении и распространении – будь то заказчик, производитель или распространитель. Причем, законодательство четко разделяет юридическую ответственность между участниками рекламных правоотношений.
Отмечу, что рекламодатель отвечает за содержание информации, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя. Рекламопроизводитель – за приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рекламораспространитель – за нарушение законодательства, касающегося времени, места и средств размещения рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств вещания, каналов связи, эфирного времени.
Однако зачастую хозяйствующие субъекты не имеют об этом представления. И когда заказчик идет к производителю, он уверен – стоит ему заплатить, и все будет, как надо. В свою очередь, производитель уверен, что модуль соответствует всем правилам, он оформляет его в красивую картинку и отправляет через распространителя потребителю. Ежегодно в нашем управлении рассматриваются более ста подобных правонарушений.
Радует, что в Югре коммерческое сообщество реагирует быстро: если привлекли одно лицо к ответственности, то новость об этом быстро распространяется, и реклама приводится в соответствие с нормами рекламного законодательства. Но бывают ситуации, когда субъект рекламного рынка, наказанный за одно нарушение и впоследствии исправивший его, совершает другое правонарушение. Это не говорит о том, что бизнесмены игнорируют рекламное законодательство, а просто недостаточно внимательно прочли закон и не следят за изменениями.
Напомню, что с июля прошлого года в России запрещается реклама алкоголя в открытом рекламном пространстве, в том числе на любых конструкциях наружной рекламы (включая фасады и крыши зданий, билборды, баннеры, плазматроны), в печатных изданиях – на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов, в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании, на всех видах транспортных средств общего пользования. Также запрещено публиковать рекламу алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. А с начала года вступил в силу новый закон о запрете рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей в СМИ.
Несмотря на то, что было дано время и проведены на эту тему различные круглые столы, оказалось, что очень многие бизнесмены ничего не сделали для того, чтобы привести свою рекламу в соответствие с законодательством.
Возбуждены дела, где предприниматели привлекаются к административной ответственности. Для них предусмотрены штрафы от 100 до 500 тысяч для юридических лиц и от 4 до 20 тысяч для должностных.
Ограничения на рекламу крепких алкогольных напитков и пива в Интернете вынуждают рекламодателей искать новые способы популяризации своей продукции, и самые «предприимчивые», чтобы избежать ответственности, регистрируются на зарубежных доменах.
Однако, хочу предупредить: это не спасет их от наказания, поскольку при рассмотрении дел, решающую роль играет факт, что информация предназначена для российского потребителя.