Решение по делу № 02 – 009/2009 по признакам нарушения открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Тюменьэнерго»

Дата публикации: 20 февраля 2009, 05:00

РЕШЕНИЕ

 

"20" февраля 2009 г.                                                                                        г.Ханты-Мансийск

                                                                                                                                  

Комиссия  Федеральной антимонопольной службы России Управления по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре, по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии

Игошева Надежда Егоровна - руководитель Управления;

Члены комиссии:

Новосельцева Н.С. начальник отдела Управления;

Коняев В.П. ведущий специалист-эксперт Управления;

Смирнова А.С. специалист 1 категории Управления,

рассмотрев дело № 02 – 009/2009 по признакам нарушения открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Тюменьэнерго», расположенного по адресу: <>(далее по тексту ОАО «Тюменьэнерго», ответчик), п.5 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия такой возможности производства или поставок соответствующего товара.

в присутствии сторон по делу

заявитель - уведомлен надлежащим образом, подтверждение уведомления имеется;

ответчик – уведомлен надлежащим образом, есть подтверждение почтовым уведомлением.

 

От заявителя: <>?  по доверенности №<>

От ответчика: <>, по доверенности <>

 

УСТАНОВИЛА:

            15 января 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югра поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Сургутские городские электрические сети» (далее ООО «СГЭС») (вх.№ 20-з от 15.01.2009г) на действия открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» г. Сургут (далее ОАО «Тюменьэнерго») выразившиеся в отказе заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии.

            10.07.2007 года между ООО «СГЭС» и ОАО «Тюменьэнерго» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Срок действия договора установлен по 31.12.2008 года. ООО «СГЭС» направлена оферта о заключении договора ОАО «Тюменьэнерго» на оказание услуг по передаче электрической энергии между сетевыми организациями №Н/08-02 от 29.10.2008г (вх. ОАО «Тюменьэнерго» №1781 от 27.11.2008г).  Однако ОАО «Тюменьэнерго» направлен в ООО «СГЭС» отказ от подписания договора №Н/08-02 от 29.10.2008г, а также отказ от действующего договора.

            31.12.2008г ОАО «Тюменьэнерго» в адрес ООО «СГЭС» (вх.№5633 от 31.12.2008г) была направлена подписанная со стороны ОАО «Тюменьэнерго» Оферта с протоколом разногласий.

            В настоящее время новый договор оказния услуг по передаче электрической энергии между ООО «СГЭС» и ОАО «Тюменьэнерго» не заключен.

            В соответствии с п.18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г №861, далее – Правила недискриминационного доступа), лицо, которое намерено заключить договор возмездного оказания услуг, направляет в сетевую организацию заявление о заключении договора, которое должно содержать определенные Правилами сведения, подтверждаемые приложенными к нему документами. Данные условия были выполнены в Оферте высланной 27.11.2008 года в адрес ОАО «Тюменьэнерго» от ООО «СГЭС».

            ООО «СГЭС» считает, что отказ ОАО «Тюменьэнерго» от заключения договора является нарушением антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке.

            Так как в соответствии пунктом 8 Правил недискриминационного доступа, ОАО «Тюменьэнерго» и ООО «СГЭС», являются смежными сетевыми организациями, порядок заключения и исполнения договоров между такими организациями определяется разделом III Правил недискриминационного доступа.

            В соответствии с п. 36 Правил недискриминационного доступа сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключение договора При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении ей причиненных убытков.

            В соответствии с частью 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003г №35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также в соответствии с  п.9 Правил недискриминационного доступа, договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным. При этом, в соответствии с подпунктом «г» п. 41 Правил недискриминационного доступа, потребителями услуг являются обе стороны.

            Следовательно, договор оказания услуг по передаче электрической энергии между территориальными сетевыми организациями является публичным (обязательным для заключения) как с одной стороны, так и для другой.

            В соответствии со ст.3 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995г №147-ФЗ «О естественных монополиях», ОАО «Тюменьэнерго» является субъектом естественной монополии, осуществляя услуги по передаче электрической энергии. В соответствии с ч.1 ст.8 Закона о естественных монополиях, ОАО «Тюменьэнерго» не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товара, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, при наличии у субъекта возможности произвести (реализовать) такие товары.

            Таким образом действия ОАО «Тюменьэнерго» являются признаками нарушения ч.5 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

            Приказом УФАС по ХМАО-Югре от 15.01.2009г №09 возбуждено дело №02-009/2009 и создана комиссия для рассмотрения.

            21.01.2009 года вынесено определение о назначении дела к рассмотрению, которое назначено на 20.02.2009 года.

            Определение о назначении дела к рассмотрению получено сторонами по делу, о чем свидетельствуют представленные документы ОАО «Тюменьэнерго» и почтовое уведомление входящий штамп 26.01.2009г. и роспись в получении.

            В процессе рассмотрения данных материалов УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре потребовались дополнительные материалы, которые были затребованы у руководителя ОАО «Тюменьэнерго» (исх.№02/ВК-127 от 21.01.2009г) и представлены своевременно в Управление для изучения.

            Как следует из представленных в Управление документов от ОАО «Тюменьэнерго» (вх.№02-410 от 09.02.2009г) Общество является сетевой организацией. Предметом деятельности Общества является передача электрической энергии потребителям и эксплуатация электросетей.

            В соответствии с п.1 ст. 4 Федеральным законом от 17.08.1995г №147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «Тюменьэнерго» является субъектом естественной монополии оказывающий услуги по передаче электрической энергии.

            В объяснении ОАО «Тюменьэнерго» прекращение действия договора обусловлено пунктом 24 Правил. Данный пункт содержит исчерпывающие критерии отказа от заключения договора сетевой организацией:

            А) отсутствие у потребителя услуг заключенного договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению – в случае заключения договора с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

            Б) отсутствия технической возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в заявленном объеме – если заявлен объем мощности, надлежащая передача которого не может быть  обеспечена сетевой организацией исходя из существующих условий технологического присоединения;

            В) направления заявления о заключении договора лицом, которое не имеет технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) к электрическим сетям этой сетевой организации. При этом обязательным условием для заключения договора с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями является наличие технологического присоединения потребителей электрической энергии, в чьих интересах заключается договор, а для организаций, осуществляющих деятельность по экспорту-импорту электрической энергии – наличие соединения электрических сетей этой сетевой организации с электрическими сетями соседних государств, по территориям которых осуществляются экспортно-импортные поставки электрической энергии.

             

ОАО «Тюменьэнерго» ссылается на то, что п.2.2, п.2.4 (оферты от 29.10.2008г №Н/08-02) противоречат п.п. в) п.24 Правил (отказ в заключение договора в случае: направления заявления о заключении договора лицом, которое не имеет технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) к электрическим сетям этой сетевой организации). Следующим нарушением указан п.34 Правил, так как не определены положения сторон двух организаций. Хотелось - бы отметить, что п.34 гласит:

По договору между сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Таким образом не оговаривается конкретно какая из сторон будет являться «Заказчиком», а какая «Исполнителем», так как они в зависимости от заключенного договора ПОТРЕБИТЕЛЕМ могут исполнять либо первую функцию, либо вторую.          

            п. 36 Правил определяет, что Сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключение договоров. Из этого следует, что ОАО «Тюменьэнерго» нарушает Порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г №861 и используя свое доминирующее положение отказывает смежной сетевой организации в заключение договора. Данное действие подтверждает нарушение ОАО «Тюменьэнерго» пункта 5 части 1 статьи10 Закона о конкуренции, в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

 

В начале заседания представитель ООО «СГЭС» представил ходатайство о прекращении дела № 02-009/2009 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с заключением договора оказания услуг по передаче электрической энергии между сетевыми организациями (№4/08-02 от 30.01.2009 г. между ООО «СГЭС» и ОАО «Тюменьэнерго»). В качестве доказательства были представлены комиссии копии договора №Н/08-02, протокола разногласий к договору №Н/08-02 от 11.02.2009г, протокола урегулирования разногласий от 16.02.2009г.

В соответствии с пунктом 1, части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом совершившим такое нарушение.

            Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.     Производство по делу № 02-009/2009, возбужденное по заявлению ООО «Сургутские городские электрические сети» в отношении ОАО «Тюменьэнерго» прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом совершившим такое нарушение.

2.     Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Тюменьэнерго», не допускать действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства на рынке транспортировки электроэнергии, а именно осуществлению действий, противоречащих п.5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

3.     Контроль за исполнением решения возложить на Коняева В.П. ведущего специалиста-эксперта Управления.

 

stdClass Object ( [vid] => 6647 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 02 – 009/2009 по признакам нарушения открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6647 [type] => solution [language] => ru [created] => 1235077200 [changed] => 1370524913 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524913 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

"20" февраля 2009 г.                                                                                        г.Ханты-Мансийск

                                                                                                                                  

Комиссия  Федеральной антимонопольной службы России Управления по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре, по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии

Игошева Надежда Егоровна - руководитель Управления;

Члены комиссии:

Новосельцева Н.С. начальник отдела Управления;

Коняев В.П. ведущий специалист-эксперт Управления;

Смирнова А.С. специалист 1 категории Управления,

рассмотрев дело № 02 – 009/2009 по признакам нарушения открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Тюменьэнерго», расположенного по адресу: <>(далее по тексту ОАО «Тюменьэнерго», ответчик), п.5 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия такой возможности производства или поставок соответствующего товара.

в присутствии сторон по делу

заявитель - уведомлен надлежащим образом, подтверждение уведомления имеется;

ответчик – уведомлен надлежащим образом, есть подтверждение почтовым уведомлением.

 

От заявителя: <>?  по доверенности №<>

От ответчика: <>, по доверенности <>

 

УСТАНОВИЛА:

            15 января 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югра поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Сургутские городские электрические сети» (далее ООО «СГЭС») (вх.№ 20-з от 15.01.2009г) на действия открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» г. Сургут (далее ОАО «Тюменьэнерго») выразившиеся в отказе заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии.

            10.07.2007 года между ООО «СГЭС» и ОАО «Тюменьэнерго» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Срок действия договора установлен по 31.12.2008 года. ООО «СГЭС» направлена оферта о заключении договора ОАО «Тюменьэнерго» на оказание услуг по передаче электрической энергии между сетевыми организациями №Н/08-02 от 29.10.2008г (вх. ОАО «Тюменьэнерго» №1781 от 27.11.2008г).  Однако ОАО «Тюменьэнерго» направлен в ООО «СГЭС» отказ от подписания договора №Н/08-02 от 29.10.2008г, а также отказ от действующего договора.

            31.12.2008г ОАО «Тюменьэнерго» в адрес ООО «СГЭС» (вх.№5633 от 31.12.2008г) была направлена подписанная со стороны ОАО «Тюменьэнерго» Оферта с протоколом разногласий.

            В настоящее время новый договор оказния услуг по передаче электрической энергии между ООО «СГЭС» и ОАО «Тюменьэнерго» не заключен.

            В соответствии с п.18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г №861, далее – Правила недискриминационного доступа), лицо, которое намерено заключить договор возмездного оказания услуг, направляет в сетевую организацию заявление о заключении договора, которое должно содержать определенные Правилами сведения, подтверждаемые приложенными к нему документами. Данные условия были выполнены в Оферте высланной 27.11.2008 года в адрес ОАО «Тюменьэнерго» от ООО «СГЭС».

            ООО «СГЭС» считает, что отказ ОАО «Тюменьэнерго» от заключения договора является нарушением антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке.

            Так как в соответствии пунктом 8 Правил недискриминационного доступа, ОАО «Тюменьэнерго» и ООО «СГЭС», являются смежными сетевыми организациями, порядок заключения и исполнения договоров между такими организациями определяется разделом III Правил недискриминационного доступа.

            В соответствии с п. 36 Правил недискриминационного доступа сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключение договора При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении ей причиненных убытков.

            В соответствии с частью 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003г №35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также в соответствии с  п.9 Правил недискриминационного доступа, договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным. При этом, в соответствии с подпунктом «г» п. 41 Правил недискриминационного доступа, потребителями услуг являются обе стороны.

            Следовательно, договор оказания услуг по передаче электрической энергии между территориальными сетевыми организациями является публичным (обязательным для заключения) как с одной стороны, так и для другой.

            В соответствии со ст.3 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995г №147-ФЗ «О естественных монополиях», ОАО «Тюменьэнерго» является субъектом естественной монополии, осуществляя услуги по передаче электрической энергии. В соответствии с ч.1 ст.8 Закона о естественных монополиях, ОАО «Тюменьэнерго» не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товара, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, при наличии у субъекта возможности произвести (реализовать) такие товары.

            Таким образом действия ОАО «Тюменьэнерго» являются признаками нарушения ч.5 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

            Приказом УФАС по ХМАО-Югре от 15.01.2009г №09 возбуждено дело №02-009/2009 и создана комиссия для рассмотрения.

            21.01.2009 года вынесено определение о назначении дела к рассмотрению, которое назначено на 20.02.2009 года.

            Определение о назначении дела к рассмотрению получено сторонами по делу, о чем свидетельствуют представленные документы ОАО «Тюменьэнерго» и почтовое уведомление входящий штамп 26.01.2009г. и роспись в получении.

            В процессе рассмотрения данных материалов УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре потребовались дополнительные материалы, которые были затребованы у руководителя ОАО «Тюменьэнерго» (исх.№02/ВК-127 от 21.01.2009г) и представлены своевременно в Управление для изучения.

            Как следует из представленных в Управление документов от ОАО «Тюменьэнерго» (вх.№02-410 от 09.02.2009г) Общество является сетевой организацией. Предметом деятельности Общества является передача электрической энергии потребителям и эксплуатация электросетей.

            В соответствии с п.1 ст. 4 Федеральным законом от 17.08.1995г №147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «Тюменьэнерго» является субъектом естественной монополии оказывающий услуги по передаче электрической энергии.

            В объяснении ОАО «Тюменьэнерго» прекращение действия договора обусловлено пунктом 24 Правил. Данный пункт содержит исчерпывающие критерии отказа от заключения договора сетевой организацией:

            А) отсутствие у потребителя услуг заключенного договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению – в случае заключения договора с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

            Б) отсутствия технической возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в заявленном объеме – если заявлен объем мощности, надлежащая передача которого не может быть  обеспечена сетевой организацией исходя из существующих условий технологического присоединения;

            В) направления заявления о заключении договора лицом, которое не имеет технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) к электрическим сетям этой сетевой организации. При этом обязательным условием для заключения договора с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями является наличие технологического присоединения потребителей электрической энергии, в чьих интересах заключается договор, а для организаций, осуществляющих деятельность по экспорту-импорту электрической энергии – наличие соединения электрических сетей этой сетевой организации с электрическими сетями соседних государств, по территориям которых осуществляются экспортно-импортные поставки электрической энергии.

             

ОАО «Тюменьэнерго» ссылается на то, что п.2.2, п.2.4 (оферты от 29.10.2008г №Н/08-02) противоречат п.п. в) п.24 Правил (отказ в заключение договора в случае: направления заявления о заключении договора лицом, которое не имеет технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) к электрическим сетям этой сетевой организации). Следующим нарушением указан п.34 Правил, так как не определены положения сторон двух организаций. Хотелось - бы отметить, что п.34 гласит:

По договору между сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Таким образом не оговаривается конкретно какая из сторон будет являться «Заказчиком», а какая «Исполнителем», так как они в зависимости от заключенного договора ПОТРЕБИТЕЛЕМ могут исполнять либо первую функцию, либо вторую.          

            п. 36 Правил определяет, что Сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключение договоров. Из этого следует, что ОАО «Тюменьэнерго» нарушает Порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г №861 и используя свое доминирующее положение отказывает смежной сетевой организации в заключение договора. Данное действие подтверждает нарушение ОАО «Тюменьэнерго» пункта 5 части 1 статьи10 Закона о конкуренции, в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

 

В начале заседания представитель ООО «СГЭС» представил ходатайство о прекращении дела № 02-009/2009 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с заключением договора оказания услуг по передаче электрической энергии между сетевыми организациями (№4/08-02 от 30.01.2009 г. между ООО «СГЭС» и ОАО «Тюменьэнерго»). В качестве доказательства были представлены комиссии копии договора №Н/08-02, протокола разногласий к договору №Н/08-02 от 11.02.2009г, протокола урегулирования разногласий от 16.02.2009г.

В соответствии с пунктом 1, части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом совершившим такое нарушение.

            Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.     Производство по делу № 02-009/2009, возбужденное по заявлению ООО «Сургутские городские электрические сети» в отношении ОАО «Тюменьэнерго» прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом совершившим такое нарушение.

2.     Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Тюменьэнерго», не допускать действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства на рынке транспортировки электроэнергии, а именно осуществлению действий, противоречащих п.5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

3.     Контроль за исполнением решения возложить на Коняева В.П. ведущего специалиста-эксперта Управления.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

"20" февраля 2009 г.                                                                                        г.Ханты-Мансийск

                                                                                                                                  

Комиссия  Федеральной антимонопольной службы России Управления по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре, по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии

Игошева Надежда Егоровна - руководитель Управления;

Члены комиссии:

Новосельцева Н.С. начальник отдела Управления;

Коняев В.П. ведущий специалист-эксперт Управления;

Смирнова А.С. специалист 1 категории Управления,

рассмотрев дело № 02 – 009/2009 по признакам нарушения открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Тюменьэнерго», расположенного по адресу: <>(далее по тексту ОАО «Тюменьэнерго», ответчик), п.5 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия такой возможности производства или поставок соответствующего товара.

в присутствии сторон по делу

заявитель - уведомлен надлежащим образом, подтверждение уведомления имеется;

ответчик – уведомлен надлежащим образом, есть подтверждение почтовым уведомлением.

 

От заявителя: <>?  по доверенности №<>

От ответчика: <>, по доверенности <>

 

УСТАНОВИЛА:

            15 января 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югра поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Сургутские городские электрические сети» (далее ООО «СГЭС») (вх.№ 20-з от 15.01.2009г) на действия открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» г. Сургут (далее ОАО «Тюменьэнерго») выразившиеся в отказе заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии.

            10.07.2007 года между ООО «СГЭС» и ОАО «Тюменьэнерго» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Срок действия договора установлен по 31.12.2008 года. ООО «СГЭС» направлена оферта о заключении договора ОАО «Тюменьэнерго» на оказание услуг по передаче электрической энергии между сетевыми организациями №Н/08-02 от 29.10.2008г (вх. ОАО «Тюменьэнерго» №1781 от 27.11.2008г).  Однако ОАО «Тюменьэнерго» направлен в ООО «СГЭС» отказ от подписания договора №Н/08-02 от 29.10.2008г, а также отказ от действующего договора.

            31.12.2008г ОАО «Тюменьэнерго» в адрес ООО «СГЭС» (вх.№5633 от 31.12.2008г) была направлена подписанная со стороны ОАО «Тюменьэнерго» Оферта с протоколом разногласий.

            В настоящее время новый договор оказния услуг по передаче электрической энергии между ООО «СГЭС» и ОАО «Тюменьэнерго» не заключен.

            В соответствии с п.18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г №861, далее – Правила недискриминационного доступа), лицо, которое намерено заключить договор возмездного оказания услуг, направляет в сетевую организацию заявление о заключении договора, которое должно содержать определенные Правилами сведения, подтверждаемые приложенными к нему документами. Данные условия были выполнены в Оферте высланной 27.11.2008 года в адрес ОАО «Тюменьэнерго» от ООО «СГЭС».

            ООО «СГЭС» считает, что отказ ОАО «Тюменьэнерго» от заключения договора является нарушением антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке.

            Так как в соответствии пунктом 8 Правил недискриминационного доступа, ОАО «Тюменьэнерго» и ООО «СГЭС», являются смежными сетевыми организациями, порядок заключения и исполнения договоров между такими организациями определяется разделом III Правил недискриминационного доступа.

            В соответствии с п. 36 Правил недискриминационного доступа сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключение договора При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении ей причиненных убытков.

            В соответствии с частью 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003г №35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также в соответствии с  п.9 Правил недискриминационного доступа, договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным. При этом, в соответствии с подпунктом «г» п. 41 Правил недискриминационного доступа, потребителями услуг являются обе стороны.

            Следовательно, договор оказания услуг по передаче электрической энергии между территориальными сетевыми организациями является публичным (обязательным для заключения) как с одной стороны, так и для другой.

            В соответствии со ст.3 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995г №147-ФЗ «О естественных монополиях», ОАО «Тюменьэнерго» является субъектом естественной монополии, осуществляя услуги по передаче электрической энергии. В соответствии с ч.1 ст.8 Закона о естественных монополиях, ОАО «Тюменьэнерго» не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товара, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, при наличии у субъекта возможности произвести (реализовать) такие товары.

            Таким образом действия ОАО «Тюменьэнерго» являются признаками нарушения ч.5 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

            Приказом УФАС по ХМАО-Югре от 15.01.2009г №09 возбуждено дело №02-009/2009 и создана комиссия для рассмотрения.

            21.01.2009 года вынесено определение о назначении дела к рассмотрению, которое назначено на 20.02.2009 года.

            Определение о назначении дела к рассмотрению получено сторонами по делу, о чем свидетельствуют представленные документы ОАО «Тюменьэнерго» и почтовое уведомление входящий штамп 26.01.2009г. и роспись в получении.

            В процессе рассмотрения данных материалов УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре потребовались дополнительные материалы, которые были затребованы у руководителя ОАО «Тюменьэнерго» (исх.№02/ВК-127 от 21.01.2009г) и представлены своевременно в Управление для изучения.

            Как следует из представленных в Управление документов от ОАО «Тюменьэнерго» (вх.№02-410 от 09.02.2009г) Общество является сетевой организацией. Предметом деятельности Общества является передача электрической энергии потребителям и эксплуатация электросетей.

            В соответствии с п.1 ст. 4 Федеральным законом от 17.08.1995г №147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «Тюменьэнерго» является субъектом естественной монополии оказывающий услуги по передаче электрической энергии.

            В объяснении ОАО «Тюменьэнерго» прекращение действия договора обусловлено пунктом 24 Правил. Данный пункт содержит исчерпывающие критерии отказа от заключения договора сетевой организацией:

            А) отсутствие у потребителя услуг заключенного договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению – в случае заключения договора с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

            Б) отсутствия технической возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в заявленном объеме – если заявлен объем мощности, надлежащая передача которого не может быть  обеспечена сетевой организацией исходя из существующих условий технологического присоединения;

            В) направления заявления о заключении договора лицом, которое не имеет технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) к электрическим сетям этой сетевой организации. При этом обязательным условием для заключения договора с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями является наличие технологического присоединения потребителей электрической энергии, в чьих интересах заключается договор, а для организаций, осуществляющих деятельность по экспорту-импорту электрической энергии – наличие соединения электрических сетей этой сетевой организации с электрическими сетями соседних государств, по территориям которых осуществляются экспортно-импортные поставки электрической энергии.

             

ОАО «Тюменьэнерго» ссылается на то, что п.2.2, п.2.4 (оферты от 29.10.2008г №Н/08-02) противоречат п.п. в) п.24 Правил (отказ в заключение договора в случае: направления заявления о заключении договора лицом, которое не имеет технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) к электрическим сетям этой сетевой организации). Следующим нарушением указан п.34 Правил, так как не определены положения сторон двух организаций. Хотелось - бы отметить, что п.34 гласит:

По договору между сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Таким образом не оговаривается конкретно какая из сторон будет являться «Заказчиком», а какая «Исполнителем», так как они в зависимости от заключенного договора ПОТРЕБИТЕЛЕМ могут исполнять либо первую функцию, либо вторую.          

            п. 36 Правил определяет, что Сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключение договоров. Из этого следует, что ОАО «Тюменьэнерго» нарушает Порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г №861 и используя свое доминирующее положение отказывает смежной сетевой организации в заключение договора. Данное действие подтверждает нарушение ОАО «Тюменьэнерго» пункта 5 части 1 статьи10 Закона о конкуренции, в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

 

В начале заседания представитель ООО «СГЭС» представил ходатайство о прекращении дела № 02-009/2009 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с заключением договора оказания услуг по передаче электрической энергии между сетевыми организациями (№4/08-02 от 30.01.2009 г. между ООО «СГЭС» и ОАО «Тюменьэнерго»). В качестве доказательства были представлены комиссии копии договора №Н/08-02, протокола разногласий к договору №Н/08-02 от 11.02.2009г, протокола урегулирования разногласий от 16.02.2009г.

В соответствии с пунктом 1, части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом совершившим такое нарушение.

            Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.     Производство по делу № 02-009/2009, возбужденное по заявлению ООО «Сургутские городские электрические сети» в отношении ОАО «Тюменьэнерго» прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом совершившим такое нарушение.

2.     Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Тюменьэнерго», не допускать действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства на рынке транспортировки электроэнергии, а именно осуществлению действий, противоречащих п.5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

3.     Контроль за исполнением решения возложить на Коняева В.П. ведущего специалиста-эксперта Управления.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-20 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-20 00:00:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321555415 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )