Решение по делу 02-02-127/2011

Номер дела: 02-02-127/2011
Дата публикации: 2 октября 2012, 12:38

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» сентября 2011 года.  

Решение в полном объеме изготовлено «21» сентября 2011 г года.                                г. Ханты-Мансийск                                                     

       

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии:

Иванов Василий Петрович – заместитель руководителя Управления;

члены комиссии:

Третьяков Василий Васильевич – заместитель начальника отдела Управления;

Силаев Максим Иванович — ведущий специалист-эксперт отдела Управления;

 

в присутствии представителей:

ЗАО «Иртышнефтепродукт» - ген. Директор «---»;

 

Индивидуальный предприниматель Апанасова Ольга Викторовна

 

ООО «Электрон» -  «-----», по доверенности №11 от 26.07.2011 г.

 

рассмотрев материалы дела № 02-02-127/2011 по признакам нарушения ЗАО «Иртышнефтепродукт», ИП Разбойникова Е.В., ИП Муртазин А.С., ИП Апанасова О.В., ООО «Электрон» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре поступили сведения от Управления по борьбе с картелями ФАС России (вх.№01-337 от 30.05.2011 г.) указывающие на ценовой сговор хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность по розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в г.Ханты-Мансийске.

Согласно сведений от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в г. Ханты-Мансийске собранных в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина (№ИС-205в от 29.04.2011) установлено следующее:

Рост цен реализации бензина автомобильного на АЗС г. Ханты-Мансийска, согласно объяснений хозяйствующих субъектов, обусловлен резким увеличением закупочных цен, по которым розничные продавцы закупают моторное топливо у организаций-поставщиков.

Из анализа представленной информации, установлено что организации-поставщики нефтепродуктов уведомили розничных продавцов моторного топлива о повышении отпускных оптовых цен с 01 мая 2011 года.

ЗАО «Иртышнефтепродукт» согласно приказа от 03.05.2011 №32-П установило новые (повышенные) цены на реализацию нефтепродуктов с 04 мая 2011 года. ЗАО «Иртышнефтепродукт» представлены копии счетов-фактур и транспортных накладных от 04.05.2011, выставленные ООО «АлянсАвтоСнаб» и ООО «Спецтранс» в адрес ЗАО «Иртышнефтепродукт». Из представленных копий данных документов видно, что они получены ЗАО «Иртышнефтепродукт» 06.05.2011 посредством факсимильной связи. К тому же в транспортных накладных отсутствуют подписи лиц, уполномоченных на получение товара, что ставит под сомнение факт отгрузки новой партии бензина именно 04 мая 2011 года.

Новая цена (Аи-80= 25,20, Аи-92=27,90, Аи-95=28,90, д/т=27,80); Старая цена на 01.04.2011: (Аи-80= 23,20, Аи-92=24,80, Аи-95=26,50, д/т=27,80).

Из представленных журналов учета поступления гсм на АЗС следует, что автомобильное топливо марки Аи-80 поступило только на АЗС №2 04.05.2011 г., на другие 3 АЗС топливо данной марки не поступало. Решение о повышении цен принято 03.05.2011 г.

На АЗС №3 топливо марки Аи-92 поступило 04.05.2011 г., решение о повышении цен было принято 03.05.2011 г.

На АЗС №2 топливо марок Аи-92,95 в мая не поступало.

На нефтебазу ЗАО «Иртышнефтепродукт» автомобильное топливо марок Аи-92, 95 поступило 06.05.2011 (по товарно — транспортным накладным от 03.05.11, 04.05.2011г. От поставщиков ООО «Спецтранс» и ООО «ЮТЭК»). В журнале учета имеются исправления даты с 06.05.2011 г. на 04.05.2011 г.

ООО «Электрон» прайс-листом от 04.05.2011 г. утвердил повышение цен с 05.05.2011 г. Новая цена: ( АИ-80= 24; АИ-92 = 28,50; Аи-95=29; д/т=27,50). Старая цена на 28.02.2011 : ( аи-80=23,00, АИ-92 = 25; Аи-95=26,80,  д/т=27,50).

Приобретение : сч.ф ООО «ЗСНП» от 05.05.2011 г. по Аи-92;

Остальной закуп. производился в апреле 12.04.11, 15.04.11, 18.04.11.

Автомобильное топлива марки Аи-80 поступило на АЗС только 27.05.2011 г., что подтверждается представленной копией журнала учета поступления нефтепродуктов.

ИП Апанасова О.В. утвердила новые (повышенные) цены на нефтепродукты с 02 мая 2011 года, согласно прейскуранта. ИП Апанасова О.В. представлена копия счета-фактуры от 05.05.2011, выставленная ООО «Компания Сила» в адрес ИП Апанасова О.В. Транспортная накладная, подтверждающая факт отгрузки новой партии бензина 05 мая 2011 года не была представлена.

На 09.03.2011 г. действовали цены : Аи-80 = 23,30, Аи-92=24,70, Аи-95=26,90, Д/Т=28,30.

С 02.05.2011г. действовали цены : Аи-80 = 23,30, Аи-92 = 28,90, Аи-95 = 29,20, Д/Т=28,30.

С 11.05.2011 действовали цены : Аи-80 = 25,60, Аи-92 = 28,90, Аи-95 = 29,20, Д/Т=28,30.

Согласно протокола согласования цен и объемов ОАО «ХМНП» от 01.05.2011 г.: АИ-80 - 21,094 тонны, АИ-92 - 91,116 тонн, АИ-80 - 7,15 тонн, Д/Т -19,118 тонн.

Согласно журнала учета поступивших нефтепродуктов следует, бензин марки Аи-80 поступил на АЗС 08.05.2011 и 26.05.2011 г.

Согласно ответа на запрос, ООО «Компания Сила» представила сведения, что отгрузка автомобильного топлива приобретенного по завышенной цене была произведена 01 мая 2011 г.

В связи с чем, у ИП Апанасовой имелись основания для повышения розничных цен на автомобильное топливо.

ИП Разбойникова Е.В. согласно приказа от 05.05.2011 №22 установила новые (повышенные) цены на реализацию нефтепродуктов  с 05 мая 2011 года. ИП Разбойниковой Е.В. представлены копии счетов-фактур от 03.05.2011 и 05.05.2011, выставленных ООО «Компания Сила» в адрес ИП Разбойникова Е.В. Транспортные накладные, подтверждающие факт отгрузки новой партии бензина 03 и 05 мая 2011 года не были представлены.

ИП Муртазин А.С. согласно приказа от 03.05.2011 №23 установил новые (повышенные) цены на реализацию нефтепродуктов на АЗС №1 по адресу Объездная 65, с 04 мая 2011 года. В своем письменном объяснении ИП Муртазин А.С. отмечает, что повышение розничных цен на АЗС осуществлено 04.05.2011 после приема бензина от поставщиков ООО «Сила» и ООО «Сектор-Сервис». Копий счетов-фактур и транспортных накладных от 04 мая 2011 года ИП Муртазин А.С. не представил, что ставит под сомнение факт отгрузки новой партии бензина именно 04 мая 2011 года.

На 15.04.2011 действовали цены : Аи-80 = 23,50, Аи-92=25,20, Аи-95=26,80, Д/Т=27,50;

С 04.05.2011 действовали цены : Аи-80 = 23,50, Аи-92=29,20, Аи-95=29,50, Д/Т=27,50;

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается осуществление согласованных действий которые приводят или могут привести к установлению и поддержанию цен.

Таким образом, в действиях ЗАО «Иртышнефтепродукт», ИП Разбойникова Е.В., ИП Муртазин А.С., ИП Апанасова О.В., ООО «Электрон» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части осуществления согласованных действий путем повышения цен на автомобильное топливо в отсутствие на то объективных причин.

Рассмотрев и проанализировав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующие:

             Статьей 11 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию согласованные действия между хозяйствующими субъектами на товарном рынке.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещены согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Согласованными действиями в силу части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции признаются действия хозяйствующих субъектов на товарном  рынке, удовлетворяющие в совокупности следующие условия:

  1. Результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
  2. Действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими объективными обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее, чем один год (п.2 ч.1 ст.8 Закона о защите конкуренции).

Из статей 8 и 11 Закона о защите конкуренции следует, что признания хозяйствующих субъектов нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что :

- согласованные действия совершены на одном товарном рынке,

- являлись относительно синхронными и единообразными,

- осуществлены при отсутствии объективных причин.

При этом для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 11 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания доминирующего положения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчиков по делу, комиссия приходит к выводу что у ЗАО «Иртышнефтепродукт» и ООО «Электрон» отсутствовали объективные причины по повышению розничных цен на автомобильное топливо в г.Ханты-Мансийске в период с 01.05.2011 г. по 05.05.2011 г., так как данные хозяйствующие субъекты произвели повышение розничных цен, при реализации запасов автомобильного топлива приобретенного до повышения закупочных цен поставщиками.

Как следует из материалов дела, ИП Апанасова О.В., произвела повышение розничных цен, только после поступления автомобильного топлива приобретенного по увеличенной цене на АЗС, и реализации остатков приобретенных по более низкой цене, в связи с чем комиссия приходит к выводу об наличии объективных оснований для повышения цен у данного хозяйствующего субъекта.

Согласно пункта 17 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются — рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, а также, отказ хозяйствующих субъектов не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 ст. 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006г. (зарегистрированного в Минюсте РФ за №8842 от 24.01.2007г.), Комиссия

РЕШИЛА:

1. Рассмотрение дела №02-02-127/2011 возбужденного по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Индивидуального предпринимателя Апанасовой О.В. прекратить.

 

2.Признать ЗАО «Иртышнефтепродукт», ООО «Электрон» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществлении согласованных действий по повышению розничных цен на автомобильное топливо на локальном рынке розничной реализации автомобильного топлива в г.Ханты-Мансийске в период времени с 01.05.2011г. по 05.05.2011 г.

 

3. Выдать  ЗАО «Иртышнефтепродукт», ООО «Электрон» предписания о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

6. рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства за нарушение антимонопольного законодательства в отношении  ЗАО «Иртышнефтепродукт»,ООО «Электрон» по статье 14.32 КоАП РФ.

 

stdClass Object ( [vid] => 9178 [uid] => 5 [title] => Решение по делу 02-02-127/2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9178 [type] => solution [language] => ru [created] => 1349159987 [changed] => 1370524913 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524913 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» сентября 2011 года.  

Решение в полном объеме изготовлено «21» сентября 2011 г года.                                г. Ханты-Мансийск                                                     

       

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии:

Иванов Василий Петрович – заместитель руководителя Управления;

члены комиссии:

Третьяков Василий Васильевич – заместитель начальника отдела Управления;

Силаев Максим Иванович — ведущий специалист-эксперт отдела Управления;

 

в присутствии представителей:

ЗАО «Иртышнефтепродукт» - ген. Директор «---»;

 

Индивидуальный предприниматель Апанасова Ольга Викторовна

 

ООО «Электрон» -  «-----», по доверенности №11 от 26.07.2011 г.

 

рассмотрев материалы дела № 02-02-127/2011 по признакам нарушения ЗАО «Иртышнефтепродукт», ИП Разбойникова Е.В., ИП Муртазин А.С., ИП Апанасова О.В., ООО «Электрон» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре поступили сведения от Управления по борьбе с картелями ФАС России (вх.№01-337 от 30.05.2011 г.) указывающие на ценовой сговор хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность по розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в г.Ханты-Мансийске.

Согласно сведений от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в г. Ханты-Мансийске собранных в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина (№ИС-205в от 29.04.2011) установлено следующее:

Рост цен реализации бензина автомобильного на АЗС г. Ханты-Мансийска, согласно объяснений хозяйствующих субъектов, обусловлен резким увеличением закупочных цен, по которым розничные продавцы закупают моторное топливо у организаций-поставщиков.

Из анализа представленной информации, установлено что организации-поставщики нефтепродуктов уведомили розничных продавцов моторного топлива о повышении отпускных оптовых цен с 01 мая 2011 года.

ЗАО «Иртышнефтепродукт» согласно приказа от 03.05.2011 №32-П установило новые (повышенные) цены на реализацию нефтепродуктов с 04 мая 2011 года. ЗАО «Иртышнефтепродукт» представлены копии счетов-фактур и транспортных накладных от 04.05.2011, выставленные ООО «АлянсАвтоСнаб» и ООО «Спецтранс» в адрес ЗАО «Иртышнефтепродукт». Из представленных копий данных документов видно, что они получены ЗАО «Иртышнефтепродукт» 06.05.2011 посредством факсимильной связи. К тому же в транспортных накладных отсутствуют подписи лиц, уполномоченных на получение товара, что ставит под сомнение факт отгрузки новой партии бензина именно 04 мая 2011 года.

Новая цена (Аи-80= 25,20, Аи-92=27,90, Аи-95=28,90, д/т=27,80); Старая цена на 01.04.2011: (Аи-80= 23,20, Аи-92=24,80, Аи-95=26,50, д/т=27,80).

Из представленных журналов учета поступления гсм на АЗС следует, что автомобильное топливо марки Аи-80 поступило только на АЗС №2 04.05.2011 г., на другие 3 АЗС топливо данной марки не поступало. Решение о повышении цен принято 03.05.2011 г.

На АЗС №3 топливо марки Аи-92 поступило 04.05.2011 г., решение о повышении цен было принято 03.05.2011 г.

На АЗС №2 топливо марок Аи-92,95 в мая не поступало.

На нефтебазу ЗАО «Иртышнефтепродукт» автомобильное топливо марок Аи-92, 95 поступило 06.05.2011 (по товарно — транспортным накладным от 03.05.11, 04.05.2011г. От поставщиков ООО «Спецтранс» и ООО «ЮТЭК»). В журнале учета имеются исправления даты с 06.05.2011 г. на 04.05.2011 г.

ООО «Электрон» прайс-листом от 04.05.2011 г. утвердил повышение цен с 05.05.2011 г. Новая цена: ( АИ-80= 24; АИ-92 = 28,50; Аи-95=29; д/т=27,50). Старая цена на 28.02.2011 : ( аи-80=23,00, АИ-92 = 25; Аи-95=26,80,  д/т=27,50).

Приобретение : сч.ф ООО «ЗСНП» от 05.05.2011 г. по Аи-92;

Остальной закуп. производился в апреле 12.04.11, 15.04.11, 18.04.11.

Автомобильное топлива марки Аи-80 поступило на АЗС только 27.05.2011 г., что подтверждается представленной копией журнала учета поступления нефтепродуктов.

ИП Апанасова О.В. утвердила новые (повышенные) цены на нефтепродукты с 02 мая 2011 года, согласно прейскуранта. ИП Апанасова О.В. представлена копия счета-фактуры от 05.05.2011, выставленная ООО «Компания Сила» в адрес ИП Апанасова О.В. Транспортная накладная, подтверждающая факт отгрузки новой партии бензина 05 мая 2011 года не была представлена.

На 09.03.2011 г. действовали цены : Аи-80 = 23,30, Аи-92=24,70, Аи-95=26,90, Д/Т=28,30.

С 02.05.2011г. действовали цены : Аи-80 = 23,30, Аи-92 = 28,90, Аи-95 = 29,20, Д/Т=28,30.

С 11.05.2011 действовали цены : Аи-80 = 25,60, Аи-92 = 28,90, Аи-95 = 29,20, Д/Т=28,30.

Согласно протокола согласования цен и объемов ОАО «ХМНП» от 01.05.2011 г.: АИ-80 - 21,094 тонны, АИ-92 - 91,116 тонн, АИ-80 - 7,15 тонн, Д/Т -19,118 тонн.

Согласно журнала учета поступивших нефтепродуктов следует, бензин марки Аи-80 поступил на АЗС 08.05.2011 и 26.05.2011 г.

Согласно ответа на запрос, ООО «Компания Сила» представила сведения, что отгрузка автомобильного топлива приобретенного по завышенной цене была произведена 01 мая 2011 г.

В связи с чем, у ИП Апанасовой имелись основания для повышения розничных цен на автомобильное топливо.

ИП Разбойникова Е.В. согласно приказа от 05.05.2011 №22 установила новые (повышенные) цены на реализацию нефтепродуктов  с 05 мая 2011 года. ИП Разбойниковой Е.В. представлены копии счетов-фактур от 03.05.2011 и 05.05.2011, выставленных ООО «Компания Сила» в адрес ИП Разбойникова Е.В. Транспортные накладные, подтверждающие факт отгрузки новой партии бензина 03 и 05 мая 2011 года не были представлены.

ИП Муртазин А.С. согласно приказа от 03.05.2011 №23 установил новые (повышенные) цены на реализацию нефтепродуктов на АЗС №1 по адресу Объездная 65, с 04 мая 2011 года. В своем письменном объяснении ИП Муртазин А.С. отмечает, что повышение розничных цен на АЗС осуществлено 04.05.2011 после приема бензина от поставщиков ООО «Сила» и ООО «Сектор-Сервис». Копий счетов-фактур и транспортных накладных от 04 мая 2011 года ИП Муртазин А.С. не представил, что ставит под сомнение факт отгрузки новой партии бензина именно 04 мая 2011 года.

На 15.04.2011 действовали цены : Аи-80 = 23,50, Аи-92=25,20, Аи-95=26,80, Д/Т=27,50;

С 04.05.2011 действовали цены : Аи-80 = 23,50, Аи-92=29,20, Аи-95=29,50, Д/Т=27,50;

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается осуществление согласованных действий которые приводят или могут привести к установлению и поддержанию цен.

Таким образом, в действиях ЗАО «Иртышнефтепродукт», ИП Разбойникова Е.В., ИП Муртазин А.С., ИП Апанасова О.В., ООО «Электрон» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части осуществления согласованных действий путем повышения цен на автомобильное топливо в отсутствие на то объективных причин.

Рассмотрев и проанализировав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующие:

             Статьей 11 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию согласованные действия между хозяйствующими субъектами на товарном рынке.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещены согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Согласованными действиями в силу части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции признаются действия хозяйствующих субъектов на товарном  рынке, удовлетворяющие в совокупности следующие условия:

  1. Результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
  2. Действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими объективными обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее, чем один год (п.2 ч.1 ст.8 Закона о защите конкуренции).

Из статей 8 и 11 Закона о защите конкуренции следует, что признания хозяйствующих субъектов нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что :

- согласованные действия совершены на одном товарном рынке,

- являлись относительно синхронными и единообразными,

- осуществлены при отсутствии объективных причин.

При этом для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 11 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания доминирующего положения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчиков по делу, комиссия приходит к выводу что у ЗАО «Иртышнефтепродукт» и ООО «Электрон» отсутствовали объективные причины по повышению розничных цен на автомобильное топливо в г.Ханты-Мансийске в период с 01.05.2011 г. по 05.05.2011 г., так как данные хозяйствующие субъекты произвели повышение розничных цен, при реализации запасов автомобильного топлива приобретенного до повышения закупочных цен поставщиками.

Как следует из материалов дела, ИП Апанасова О.В., произвела повышение розничных цен, только после поступления автомобильного топлива приобретенного по увеличенной цене на АЗС, и реализации остатков приобретенных по более низкой цене, в связи с чем комиссия приходит к выводу об наличии объективных оснований для повышения цен у данного хозяйствующего субъекта.

Согласно пункта 17 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются — рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, а также, отказ хозяйствующих субъектов не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 ст. 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006г. (зарегистрированного в Минюсте РФ за №8842 от 24.01.2007г.), Комиссия

РЕШИЛА:

1. Рассмотрение дела №02-02-127/2011 возбужденного по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Индивидуального предпринимателя Апанасовой О.В. прекратить.

 

2.Признать ЗАО «Иртышнефтепродукт», ООО «Электрон» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществлении согласованных действий по повышению розничных цен на автомобильное топливо на локальном рынке розничной реализации автомобильного топлива в г.Ханты-Мансийске в период времени с 01.05.2011г. по 05.05.2011 г.

 

3. Выдать  ЗАО «Иртышнефтепродукт», ООО «Электрон» предписания о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

6. рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства за нарушение антимонопольного законодательства в отношении  ЗАО «Иртышнефтепродукт»,ООО «Электрон» по статье 14.32 КоАП РФ.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» сентября 2011 года.  

Решение в полном объеме изготовлено «21» сентября 2011 г года.                                г. Ханты-Мансийск                                                     

       

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии:

Иванов Василий Петрович – заместитель руководителя Управления;

члены комиссии:

Третьяков Василий Васильевич – заместитель начальника отдела Управления;

Силаев Максим Иванович — ведущий специалист-эксперт отдела Управления;

 

в присутствии представителей:

ЗАО «Иртышнефтепродукт» - ген. Директор «---»;

 

Индивидуальный предприниматель Апанасова Ольга Викторовна

 

ООО «Электрон» -  «-----», по доверенности №11 от 26.07.2011 г.

 

рассмотрев материалы дела № 02-02-127/2011 по признакам нарушения ЗАО «Иртышнефтепродукт», ИП Разбойникова Е.В., ИП Муртазин А.С., ИП Апанасова О.В., ООО «Электрон» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре поступили сведения от Управления по борьбе с картелями ФАС России (вх.№01-337 от 30.05.2011 г.) указывающие на ценовой сговор хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность по розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в г.Ханты-Мансийске.

Согласно сведений от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в г. Ханты-Мансийске собранных в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина (№ИС-205в от 29.04.2011) установлено следующее:

Рост цен реализации бензина автомобильного на АЗС г. Ханты-Мансийска, согласно объяснений хозяйствующих субъектов, обусловлен резким увеличением закупочных цен, по которым розничные продавцы закупают моторное топливо у организаций-поставщиков.

Из анализа представленной информации, установлено что организации-поставщики нефтепродуктов уведомили розничных продавцов моторного топлива о повышении отпускных оптовых цен с 01 мая 2011 года.

ЗАО «Иртышнефтепродукт» согласно приказа от 03.05.2011 №32-П установило новые (повышенные) цены на реализацию нефтепродуктов с 04 мая 2011 года. ЗАО «Иртышнефтепродукт» представлены копии счетов-фактур и транспортных накладных от 04.05.2011, выставленные ООО «АлянсАвтоСнаб» и ООО «Спецтранс» в адрес ЗАО «Иртышнефтепродукт». Из представленных копий данных документов видно, что они получены ЗАО «Иртышнефтепродукт» 06.05.2011 посредством факсимильной связи. К тому же в транспортных накладных отсутствуют подписи лиц, уполномоченных на получение товара, что ставит под сомнение факт отгрузки новой партии бензина именно 04 мая 2011 года.

Новая цена (Аи-80= 25,20, Аи-92=27,90, Аи-95=28,90, д/т=27,80); Старая цена на 01.04.2011: (Аи-80= 23,20, Аи-92=24,80, Аи-95=26,50, д/т=27,80).

Из представленных журналов учета поступления гсм на АЗС следует, что автомобильное топливо марки Аи-80 поступило только на АЗС №2 04.05.2011 г., на другие 3 АЗС топливо данной марки не поступало. Решение о повышении цен принято 03.05.2011 г.

На АЗС №3 топливо марки Аи-92 поступило 04.05.2011 г., решение о повышении цен было принято 03.05.2011 г.

На АЗС №2 топливо марок Аи-92,95 в мая не поступало.

На нефтебазу ЗАО «Иртышнефтепродукт» автомобильное топливо марок Аи-92, 95 поступило 06.05.2011 (по товарно — транспортным накладным от 03.05.11, 04.05.2011г. От поставщиков ООО «Спецтранс» и ООО «ЮТЭК»). В журнале учета имеются исправления даты с 06.05.2011 г. на 04.05.2011 г.

ООО «Электрон» прайс-листом от 04.05.2011 г. утвердил повышение цен с 05.05.2011 г. Новая цена: ( АИ-80= 24; АИ-92 = 28,50; Аи-95=29; д/т=27,50). Старая цена на 28.02.2011 : ( аи-80=23,00, АИ-92 = 25; Аи-95=26,80,  д/т=27,50).

Приобретение : сч.ф ООО «ЗСНП» от 05.05.2011 г. по Аи-92;

Остальной закуп. производился в апреле 12.04.11, 15.04.11, 18.04.11.

Автомобильное топлива марки Аи-80 поступило на АЗС только 27.05.2011 г., что подтверждается представленной копией журнала учета поступления нефтепродуктов.

ИП Апанасова О.В. утвердила новые (повышенные) цены на нефтепродукты с 02 мая 2011 года, согласно прейскуранта. ИП Апанасова О.В. представлена копия счета-фактуры от 05.05.2011, выставленная ООО «Компания Сила» в адрес ИП Апанасова О.В. Транспортная накладная, подтверждающая факт отгрузки новой партии бензина 05 мая 2011 года не была представлена.

На 09.03.2011 г. действовали цены : Аи-80 = 23,30, Аи-92=24,70, Аи-95=26,90, Д/Т=28,30.

С 02.05.2011г. действовали цены : Аи-80 = 23,30, Аи-92 = 28,90, Аи-95 = 29,20, Д/Т=28,30.

С 11.05.2011 действовали цены : Аи-80 = 25,60, Аи-92 = 28,90, Аи-95 = 29,20, Д/Т=28,30.

Согласно протокола согласования цен и объемов ОАО «ХМНП» от 01.05.2011 г.: АИ-80 - 21,094 тонны, АИ-92 - 91,116 тонн, АИ-80 - 7,15 тонн, Д/Т -19,118 тонн.

Согласно журнала учета поступивших нефтепродуктов следует, бензин марки Аи-80 поступил на АЗС 08.05.2011 и 26.05.2011 г.

Согласно ответа на запрос, ООО «Компания Сила» представила сведения, что отгрузка автомобильного топлива приобретенного по завышенной цене была произведена 01 мая 2011 г.

В связи с чем, у ИП Апанасовой имелись основания для повышения розничных цен на автомобильное топливо.

ИП Разбойникова Е.В. согласно приказа от 05.05.2011 №22 установила новые (повышенные) цены на реализацию нефтепродуктов  с 05 мая 2011 года. ИП Разбойниковой Е.В. представлены копии счетов-фактур от 03.05.2011 и 05.05.2011, выставленных ООО «Компания Сила» в адрес ИП Разбойникова Е.В. Транспортные накладные, подтверждающие факт отгрузки новой партии бензина 03 и 05 мая 2011 года не были представлены.

ИП Муртазин А.С. согласно приказа от 03.05.2011 №23 установил новые (повышенные) цены на реализацию нефтепродуктов на АЗС №1 по адресу Объездная 65, с 04 мая 2011 года. В своем письменном объяснении ИП Муртазин А.С. отмечает, что повышение розничных цен на АЗС осуществлено 04.05.2011 после приема бензина от поставщиков ООО «Сила» и ООО «Сектор-Сервис». Копий счетов-фактур и транспортных накладных от 04 мая 2011 года ИП Муртазин А.С. не представил, что ставит под сомнение факт отгрузки новой партии бензина именно 04 мая 2011 года.

На 15.04.2011 действовали цены : Аи-80 = 23,50, Аи-92=25,20, Аи-95=26,80, Д/Т=27,50;

С 04.05.2011 действовали цены : Аи-80 = 23,50, Аи-92=29,20, Аи-95=29,50, Д/Т=27,50;

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается осуществление согласованных действий которые приводят или могут привести к установлению и поддержанию цен.

Таким образом, в действиях ЗАО «Иртышнефтепродукт», ИП Разбойникова Е.В., ИП Муртазин А.С., ИП Апанасова О.В., ООО «Электрон» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части осуществления согласованных действий путем повышения цен на автомобильное топливо в отсутствие на то объективных причин.

Рассмотрев и проанализировав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующие:

             Статьей 11 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию согласованные действия между хозяйствующими субъектами на товарном рынке.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещены согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Согласованными действиями в силу части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции признаются действия хозяйствующих субъектов на товарном  рынке, удовлетворяющие в совокупности следующие условия:

  1. Результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
  2. Действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими объективными обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее, чем один год (п.2 ч.1 ст.8 Закона о защите конкуренции).

Из статей 8 и 11 Закона о защите конкуренции следует, что признания хозяйствующих субъектов нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что :

- согласованные действия совершены на одном товарном рынке,

- являлись относительно синхронными и единообразными,

- осуществлены при отсутствии объективных причин.

При этом для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 11 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания доминирующего положения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчиков по делу, комиссия приходит к выводу что у ЗАО «Иртышнефтепродукт» и ООО «Электрон» отсутствовали объективные причины по повышению розничных цен на автомобильное топливо в г.Ханты-Мансийске в период с 01.05.2011 г. по 05.05.2011 г., так как данные хозяйствующие субъекты произвели повышение розничных цен, при реализации запасов автомобильного топлива приобретенного до повышения закупочных цен поставщиками.

Как следует из материалов дела, ИП Апанасова О.В., произвела повышение розничных цен, только после поступления автомобильного топлива приобретенного по увеличенной цене на АЗС, и реализации остатков приобретенных по более низкой цене, в связи с чем комиссия приходит к выводу об наличии объективных оснований для повышения цен у данного хозяйствующего субъекта.

Согласно пункта 17 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются — рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, а также, отказ хозяйствующих субъектов не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 ст. 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006г. (зарегистрированного в Минюсте РФ за №8842 от 24.01.2007г.), Комиссия

РЕШИЛА:

1. Рассмотрение дела №02-02-127/2011 возбужденного по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Индивидуального предпринимателя Апанасовой О.В. прекратить.

 

2.Признать ЗАО «Иртышнефтепродукт», ООО «Электрон» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществлении согласованных действий по повышению розничных цен на автомобильное топливо на локальном рынке розничной реализации автомобильного топлива в г.Ханты-Мансийске в период времени с 01.05.2011г. по 05.05.2011 г.

 

3. Выдать  ЗАО «Иртышнефтепродукт», ООО «Электрон» предписания о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

6. рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства за нарушение антимонопольного законодательства в отношении  ЗАО «Иртышнефтепродукт»,ООО «Электрон» по статье 14.32 КоАП РФ.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-02-127/2011 [format] => [safe_value] => 02-02-127/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => ТЭК [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-02 06:38:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-02 06:38:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1349159987 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ханты-Мансийское УФАС России )